В этот день принято печь пироги с луком, о чём твердо помнят ребята малые – большие лакомки. Старушки-богомолки напекут пирожков-луковников да и раздают их нищей братии – «на счастье». Существует поверье, гласящее, что такая милостыня, поданная с верой да с молитвою, сторицею вернётся в руки подавшему её. «Счастье – одноглазое, оно не видит, кому даётся!» В этот день поминали усопших предков. Говорили: «Живы родители – почитай, померли – поминай». День отдания (окончания празднования) Сретения. Если вдруг загремит гром, то в этом видели пророческий знак, что летом пропадёт жнива. Гром под конец Сретения словно предупреждал селян о возможной своей каре в ответственное для земледельца в
... Читать дальше »
На святого Вуколу телятся жуколы. Жуколами называли коров и телят, рождающихся в феврале месяце. Есть даже поговорка: «На день Вукола – телятся жуколы». Корова была любима в крестьянской семье – она кормила дом. О ней ласково говорили: «Корова на дворе – харч на столе», «Была бы корова, найдем и подойник». В этот день особо внимательно ухаживали за коровами и телятами. Поскольку у коров рождались телята, их надо было накормить сытнее. Стельным коровам готовили лучший корм. По истечении двенадцати удоев после отела, когда молоко сделается годным к употреблению, варят молочную некрутую кашу. Старшая хозяйка в доме обкладывает сеном горшок каши и ставит в чашку с овсом. Потом трижды приподнимает чашку над головой, приговаривая: «На сто бычков
... Читать дальше »
Агафью считали заступницей от пожара. В этот день освящали в церкви хлеб с солью. Если случался пожар, этот хлеб с солью бросали в огонь или в поле, чтобы огонь подальше ушел. Его же одевали коровам на рога – мор отвести. К этому дню в неурожайные годы кончались корма – по крестьянским дворам ходила коровья смерть. Издавна считалось, что Агафья коров оберегает от болезней. Хлева убирали лаптями, обмоченными в деготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота коровью смерть. Заботы этого дня – пуще глаза беречь коровку-кормилицу, присматривать, стеречь от пришлых людей, посытнее накормить. Хорошая хозяйка не раз на дню в хлев – сходит, сенца подбросит в ясли, погладит Бурёнушку. Растёт солнечное время.
... Читать дальше »
День этот в народном календаре – отмечен как день студёный. День прибывает – чем не предлог порезвиться, радуясь перелому зимы? Наступает время звериных свадеб. О звериных тропах в лесу только Никола-студеный знает. На снегу множатся следы зверей и птиц, множатся звериные тропы. У волков гон. Снег примят, истолчен, кругом клочья серой шерсти, брызги крови – следы диких «свадеб». Лисы пустились в пляс. Повстречаются рыжие – на дыбки, и давай друг перед дружкой жеманиться, давай на задних лапах пританцовывать, пышные хвосты волочатся, снег метут. Над полями взойдет луна – «золотые рожки, серебряные ножки», – зайцы скачут взад-вперёд, как шилье калят, ухари лопоухие. В этот день обычно бывали Никольские морозы. Зима еще лютует. Крут
... Читать дальше »
В этот день Церковью отмечается память Симеона Богоприимца и святой Анны. Этих святых называют Хранителями младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным. Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимаются за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день «Починками». Расчиная Починки, крестьяне помнят: чем раньше примешься за хозяйство – тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней не пристало настоящему хозяину. Открывая сарайки, прикидывают крестьяне: за какую работу надо вперед взяться? Работают дружно, всей семьей, находя посильное дело и малым и старым: «В
... Читать дальше »