Сустретьев день – зима с весною встретилась. Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья только потеет. Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника. В народе этот день считают днем первой встречи весны (вторая встреча — на Сороки, третья — на Благовещение). Один из самых больших праздников весны. Дети утром окликали солнце, чтобы скорее взошло, весну принесло. Если проглянет солнышко, то первая встреча зимы с весной состоялась, а не проглянет – ожидай дальше морозов. Сретенские морозы считаются последними, и после них крестьяне не решались пускаться вдаль на санной езде. Оттепель, появляющаяся в этот день, предвещает худую и гнилую весну. Если Солнце перед закатом
... Читать дальше »
Трифону сельские девицы молятся о женихах. Вероятно, это верование «приурочено» к Трифону потому, что февраль – свадебный месяц. Только в этот день можно заговаривать губителей скирд и стогов – мышей. Заклятие не только может сгубить мышей, но и совсем «изжить» их из селения. Призванный знахарь вынимал из средины скирда по снопу, со всех четырех сторон, из стогов брал по клоку сена. Все это относилось в печь и зажигалось раскаленной кочергой. Зола, оставшаяся от сожжения соломы и сена, всыпалась в те места, откуда были вынуты снопы и сено. Знахарь все время читал заговоры и громко произносил заклятия. Знахаря сопровождали хозяин с хозяйкой с хлебом-солью и чистым полотенцем. После возвращения с гумна, знахаря угощали
... Читать дальше »
Русский народ считает этого угодника хранителем от пожара и молнии, и потому в «Сказании о том, каким святым каковые благодати исцелений от Бога данным», ему назначается молитва об избавлении от этих бедствий. Преподобный Никита, считалось в народе, мог молитвами не только пожар погасить, но и засуху предотвратить. Крыши домов всегда украшал конёк – символ солнца, крепкого хозяйства и мощи рода. Такой конёк оберегает дом от несчастий, пожаров и молний.
Приметы перестраиваются – на весну поворачиваются. Снежный покров из прочного, начинает портиться, становится рыхлым. С этого дня звериный род берет рост. В лесу начинаются звериные свадьбы да бои звериные, в которых выживает сильнейший. В этот день полагалась на стол подавать блюда из дичи или дикого зверя. По народному поверью в этот день нельзя прясть, а потому называют его еще «днем трех святителей-непрядильщиков».
В этот день по старинным поверьям просыпалась после зимнего сна нечистая сила. Ведьмы устраивают в этот день заломы травы сухой, снегом незанесенной. Русский народ верил, что такие "закрутки", или "заломы", "закручиваются" с целью причинить смерть хозяину поля или чтобы заполучить чужое хлебное зерно летом. Но к чертополоху ведьмы на полях никогда не прикоснутся, боятся его силы. Потому, чтобы ведьмы не вытоптали защищающий посевы снег на поле, надо чертополох по углам поля воткнуть. Еще в этот день наблюдали за луной: если на Лаврентия красноватая луна – быть сильному ветру. А если месяц только рождается, то примечали: какая погода при рождении луны, такая простоит всю первую половину
... Читать дальше »