Этот день бывает только раз в четыре года, в високосный год. В русском народе Касьян честится именами неуважительными: Завистливый, Злопамятный, Немилостивый, Грозный, Скупой, Недоброжелательный. О нем говорят: Кассиан считается в народе строгим и недобрым. Это произошло оттого, что память его совершается 29 февраля, в високосный год. А високосные годы на Руси исстари считаются несчастливыми, ибо именно в них «прилучаются» всевозможные беды и несчастия: и скот падает, и дерево засыхает, и повальные болезни являются, и сельские раздоры заводятся. Говорили: «Худ приплод в високосный год», «Касьян все косой косит». В народном календаре день Касьяна – самый страшный. Работы на Касьяна вообще часто прекращались, а крестьяне старались не выходить из избы, особенно до рассвета, а многие стремились не пр
... Читать дальше »
Зима становится безрогой. В этот день зима с весной начинают борьбу: «Кому идти вперед, а кому вспять повернуть». «Окликали звезды» или на третий день после Власия (24 февраля), или на Овчара. Делалось это «для плодородия овец». Вечером, по приглашению хозяина овец, выходил пастух-овчар за околицу; клали они оба по три низких поклона на все четыре стороны света белого. Пастух, истово помолившись святому Власию – «пастырю стад небесных и защитнику земных», у околицы становился на руно (овечью шерсть) и произносил особую «окличку». Вслед за этим, хозяин, приглашавший пастуха на окличку, вел его в избу, угощал чем Бог послал, подносил вина, наделял – чем ни на есть, чтобы тому не с пустыми руками за порог уйти. Был также обычай исстари
... Читать дальше »
Мужья готовят для жён пиво. Воду берут из семи святых источников, смешивают её с местной водой и в золотой ступе толкут эту соборную воду серебряным пестом. Такое Пиво, поддерживающее здравие, жёны относят повитухам с пожеланием многих лет, в благодарность за то, что они помогли родить им детей. День Взаимоблагодарения. Порой вместо пива делается сбитень. Синица песню сменила. Зимой она пела: «Синь кафтан! Синь кафтан!», а теперь «Скинь кафтан». Значит весна не за горами. Надо было всем возможными способами удержать к весне на полях снег. Для этого мужики выходили на огороды и утаптывали там снег. Чтобы снежица – талая водица не утекла бы к оврагам, к большой воде, к реке, а осталась бы питать корни озимого хлеба, поить и давать рост зерну-семени. Вечером как стемнеет, в
... Читать дальше »
Мартиниан – угодник считался на Руси избавителем от блудных страстей, поэтому в Сказании о святых ему полагается молитва с этой целью. Свет, необорим свет - прощай, глухозимье. Солнышко светило ярче и дольше, дни становятся длиннее. Если в этот день тает, то весна придет дружная, а если день холодный да пасмурный, то весна затяжной и холодной будет. День Светланы. День светлый. В этот день в предвесенних сумерках звезды окликали, чтобы от их сияния глазам зоркости прибыло. На этот день приходились смотры молодожёнов. Молодые семьи собирались на посиделки и делились опытом совместной жизни.
Зиме перелом. На деревьях появляется первый загар. У зверей продолжаются лесные свадьбы-игрища. Правда бывало вдруг закуролесит ветер или ни с того ни с сего дождик пробрызнет и опять пристыло, сверкали на солнце колеи-полозницы, стекла окон в ледяных узорах. Одно всегда неизменно - светом полнится земля, день прибавляется. В первый день после Власия выставляли пряжу на мороз (зорили). Молились, чтобы нитям вся свежесть утреннего мороза передалась. Заговаривали, чтобы пряжа была бела, чиста, крепка, одела бы домочадцев в рубахи крепкие, дарующие здоровье. Позорнишь пряжу на Алексея после Власия, будешь с деньгами на Масленицу. В этот же день «морозили» зерно для лучшей всхожести: в течение
... Читать дальше »