Вот и кончился март-протальник – весна полностью вступила в свои права и с каждым днем набирает силу. Около этого времени дороги портятся, ездить на санях становится трудно. Почему «дери полоз»? Да потому что, выехав утром на санях на растаявший на мартовском солнышке и подмерзший за ночь наст, можно было действительно ободрать полозья. Готовятся к севу. На склонах появляются первые цветы мать-и-мачехи - верный признак тепла в начале апреля.
Святой Алексий, человек Божий, чья память отмечается в этот день, называется в народе Теплым, потому что уже становится совсем тепло, начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места. Окончательно портится санный путь. В этот день нельзя садиться в сани, а то прокатят они тебя мимо желаний. Так говорили старые люди, выкатывая телегу во двор. На Алексея-солногрея выверни оглобли из саней, на поветь подними сани. Если в этот день появятся большие ручьи, то полая вода будет большая и широко разольется по лугам. В Туле в этот день бывали сборные гусиные бои, оканчивавшиеся пирушками. Это был день березы. Береза на Руси вс
... Читать дальше »
Снега хоть и нет, а вода все одно бежит. Пришла пора лошади тянуть телегу со двора. До большой воды надобно было снарядить телегу. Надобно было и колёса крепить, и оглобли ладить. Тележный шворень – мастер, которому даются все тонкости этого ремесла, с пристрастием обследовал колеса. Главное, чтобы основа колеса – ступица, колёсная матица была исправна. Первой снаряжалась к полям телега-навозница.
День этот назывался Лесным ухоженье, потому что с особым уважением надо было отзываться о лесе, который был кормильцем и поильцем крестьян, давал грибы, ягоды, дичь и мясо, травы целебные и коренья полезные. Для наших предков лес был живым. Жили наши предки в единстве с лесом, его животным миром. А если в этот день особенно страшно воют в лесу волки, спать не дают, то избавиться от этого можно таким образом: когда подушку перевернешь, сразу сном спокойным заснешь.
В этот день обихаживали домашних животных, выводили скотину во двор, чистили и скребли ее, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия. Детвора получала новую забаву. Чем больше наскрести шерсти – тем больший и более плотный шерстяной мячик можно было свалять и играть с ребятами, с гордостью давая другим поиграться твоим мячом. Интересно, что крестьяне никогда не говорили – «домашние животные», всегда только – «скотина». За скотиной надо было ходить да смотреть, чтобы беды какой не случилось: «Скотину водить – не разиня рот ходить». Семью было трудно прокормить без коровы: «Корова на дворе – харч на столе». Большим подспорьем в хозяйстве крестьяне считали свинью: «Свинья – копилка: что в нее положишь, то и возьмешь». Существовали и особые
... Читать дальше »
Весна все больше вступает в свои права, солнышко греет все сильнее, снег топит. С косогоров снег в низины сходит. Вот уже и логово медведя, хозяина леса, вода вешняя обступила. Космач в берлоге поворачивается на другой бок. У него начинаются потягушеньки. Медведь чует запах сосновых мутовочек, сладких, лакомых. Пора ему подниматься, силу набирать, пни корчевать. В древнем обществе медведь считался человеком в ином облике, обросшим или одетым в звериную шкуру. В восточнославянском фольклоре существует большое количество рассказов о превращении медведя в человека и наоборот. Некоторые части медвежьего тела считались священными, пользовались особым почитанием, ибо играли особую роль в обрядах. По медвежьей лапе, например, гадали. С культом ла
... Читать дальше »
Все шире становились проталины, все больше чувствовалось влажное дыхание осевших сугробов, все громче трели жаворонка над проталинами и все гуще пелена туманов. В лесных трущобах ослаблялись ледяные скрепы: глыбы нависи, увлекаемые собственной тяжестью скользили вниз, ломая сухие сучья, выдирая клоками хвою. Обтаивали дороги, четче обозначались тропинки. Задумывали крестьяне на обильный урожай, на крепкие холсты и просили:
Весна, весна красная! Приди весна с радостью, ... Читать дальше »
Старая мудрость справедлива: «Март неверен: то плачет, то смеется». Вот и случался иногда возврат из ссылки зимы. Уже прилетели жаворонки, уже пели скворцы, и вдруг – мартовский каприз: грянет такая метель, какой не бывало даже в феврале. Всполашивается зорька утренняя, кукушкой по веткам деревьев летает, голос подаёт. И порой день этот оборачивается кукушкиными слезами. Человек ни с того, ни с сего слезами обливается, кручиной терзается, а отчего – ведать не ведает. Может быть стоит прислушаться к совету старых людей: «Из своего дома не спеши уйти: не летай за облака далека». В этот день начинали работы в саду. К Ефиму и Софронию прилетают зяблики и чибисы. Вскрываются реки. ... Читать дальше »