По Тимофею весна. Считалось, что какова погода в этот день, такова и весна будет. На Тимофея начинали дуть теплые ветры, а потому говорили: «Дожить бы до Весновея, а там зима не страшна» Об этом дне говорили: «Весновей веет и старого греет». Если в этот день была солнечная погода, старики слезали с печи, на завалинку перебирались, смотрели, будет ли весна хорошей, да вели меж собой разговоры, вспоминали смешные истории. Начинает сок бродить в клёне и берёзе.
В этот день погода была непредсказуемой, бывало то ли оттепель, то ли мороз. Однако уже к этому времени появляются ранние проталины на полях, пошло разрушение устойчивого снежного покрова. По простонародью – Лев-катыш, катальник, советовал ребятне накататься досыта. Крестьяне устраивали в этот день катания с гор, напоследок. Считалось, что кто дальше скатится, тот счастье свое продлит. Пекут круглые колобки на коровьем масле. Исстари ведется на Руси предание, что на Льва Катанского нельзя глядеть на падающие звезды с неба: "Худая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду – она предвещает худое". Пренебрегающие старыми приметами, увидев падающую звезду, говорят: «Маньяк полетел». Еще говорят: "к
... Читать дальше »
День этот в народе называется так по имени апостолов Архипа и Филимона. На Архипа женщинам полагается весь день провести на кухне. Чем больше они наготовят всякой снеди, тем богаче будет дом. 4 марта в крестьянских домах привечали сирых да убогих, с радостью принимали нищих, угощали их на славу. Считалось, что чем больше сделаешь добрых дел в этот день, тем лучше. Пекли каравай, посвящали его солнцу и затем по кусочку давали съесть всем домашним, соседям и обязательно пришедшей в дом нищей братии. Оставшиеся хлебные крошки бросали за спину. Верили: кинешь хлеб-соль назад – по осени с хлебом будешь. Об искусстве выпечки хлеба народ сложил такие поговорки:... Читать дальше »
Весна с каждым днем красна, и снег вее, и солнышко греет. Ярило в этот день брался за соху и борону, проверял, готовы ли они к весне. С этого дня у кузнецов прибывало работы – крестьяне несли им чинить рабочий инструмент. В этот день не было от Ярилы укрытия снегу, топил он его, не жалея сил. В народе говорили: «Много снегу – много хлеба; много воды – много травы», «Снегу надует – хлеба прибудет; вода разольется – сена наберется». Ярило птице овсянке наказ давал – пора начинать петь: «Покинь сани, покинь сани!» И маленькая птичка возвещала веселым чириканьем наступлением весны. Почитали люди птичку – овсянку: зобок у неё желтоватый, хребетик зеленоватый. Вестницей скорого тепла слы
... Читать дальше »
Феодор Тирон – устраняет раскачку устоев. Феодору Тирону молились о защите от злодеев, об отыскании украденных вещей и бежавших преступников. Его почитают как защитника людей, живущих по Заповедям Божим. Калики перехожие его любили и часто рассказывали про него стиховными сказами. Собирателями духовных народных стихов записаны несколько старинных сказаний о подвигах св. Феодора-Тирона, где он выступает в роли змееборца. Стужа, тиранит стужа - пустое, зима-то на исходе! Хоть и светит солнышко по-весеннему, но морозец еще крепок. Недоверчиво относились люди к первовесеннему солнцу и мягкой хмари. Раненько март веснянку затягивает – ненадежное тепло. Конец Зимних Свадебных Недель. В этот же день девки ещ
... Читать дальше »
По народному календарю 1 марта – день Маремьяны Кикиморы – жены домового. Народ представлял кикимору по-разному: женой домового или лешего, хозяйкой избы – маленькой, сухой, уродливой старушкой, или девкой с белым лицом, черными глазами и длинными черными волосами. Считалось, что иногда она помогает хозяевам, предупреждает их о беде, но иногда и сама вредит по мелочам. Выгнать их из дома можно на Грачевники (17 марта), когда кикиморы делаются смирными и ручными. С этого дня наступал перелом зимы, продолжающийся до 17 марта. Первый день весны, новичок. В средневековой Руси в этот день встречали Новый год, и традиция не работать 1 марта сохранялась до XIX века. Новый Год Света – праздник восхода небесного духа. Раздольно, с песнями
... Читать дальше »