С этого дня становились чувствительней перепады ночных и дневных температур. Утренники – весенние морозы, что случаются до восхода солнца, - с этого дня будут один мягче другого. У Василисы весенние заботы: вешней воде указывать повороты. Василиса в этот день по высоким холмам ходит. Она вешнюю воду от домов, от сараев да от погребов отводит. Василиса в этот день подземное царство отмыкает и в его серебряные врата небесную синь впускает. Если хочешь летом с водой быть – проси: «Василиса, водица святая, в колодцы вселися». С этого дня ждут первую весеннюю грозу. Тонкопряхи смекают, густ-де туман – на лён част, волокнист, на коноплю.
День сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, в народе считался днем второй встречи весны (первая встреча – на Сретение, третья – на Благовещение). Это один из самых больших праздников весны. На Сорок мучеников день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается. Крестьяне в этот день ходили окликать весну. Предвестниками же весны бывали жаворонки, которые и прилетали в этот день, поэтому заклинали. Весну в образе ее вестовой птицы – жаворонка. Загодя выпекали из теста жаворонков, как правило, сорок штук – по числу погибших мучеников. Давали «птиц» детям, ласково приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Деревенская детв
... Читать дальше »
Начало года по солнечному календарю. Весеннее равноденствие, астрономический день рождения весны. В дни снеготаяния испокон веков на Руси принимали обряды обновления. Праздник Вербоносицы. Только солнце пригреет посильнее, и в ход пойдут проверенные средства природной силы и здоровья. А пока ещё и снег совсем не сошёл, только верба осеребрилась. Этот день в деревнях посвящали тому, чтобы набраться у вербы чистоты, красоты, здоровья и целомудрия. Верба единственная среди пробудившейся природы сияла ярким серебром распустившихся цветков-серёжек. О вербе сохранились поверья, что она и тяжесть из стен дома гонит, и с человека зимнюю хворь снимает. Поэтому в старину было принято охлёстывать вербой всё тело. С ней же связаны и весьма неприятные суеверия. В народе говорили: «Кто
... Читать дальше »
Все ярче пригревало солнышко, приближалась весна, всюду была капель, начиналось бурное таяние снега. Обычно говорили: "С Василия снег и за колодой тает". "С Василия весна идет, а зима убегает темными ночами". Вчера вроде еще кругом сугробы лежали, а сегодня вдруг замечали, что с каждым днем снежный покров уменьшается, а то и совсем пропадает, да и лед на реке становится всё тоньше и рыхлее. Прилетают первые чибисы. Правда случалось в эти дни и небольшое похолодание. В этом случае обычно приговаривали: "С крыш капает, а за нос цапает". Следовало в этот день молиться иконе Божией Матери «Споручница грешных». Если ночь вдруг окно треснет или с крыши пласт снега сорвется, то, по мнению русского народа, это грехи тяжкие на землю падают.
В этот день русский народ считал необходимым обойти кругами колодцы и вытоптать снег, чтобы грязная вода не стекала в них, чтобы подземную водицу подпустили добрую. Чтобы колодезная вода и сладка и чиста, от всех болезней – на славу. Первые круги вытаптывал именинник – Константин. Русский народ испытывал великое уважение к колодезной воду. Все мы знаем пословицу «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». А ведь существует и еще один ее вариант: «Плевать в колодец – все равно что матери в глаза». А еще о колодцах существовали следующие поверья: Не пей из чужого колодца – своя вода не потечет. Если в колодезь бросить мох, пойдет дождь. В этот день прилетал белый аист. В этот день заклинали домой возвратиться ласточек-касаток, чт
... Читать дальше »
Конон Огородник на огород позвал. В старинных месяцесловах писалось: «Хотя бы в день Конона-градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много». Рекомендовалось в этот день замачивать семена капусты в помидоров для высева в закрытые парники. Обновляли и готовили парники. Пришла пора гряды назмить, навозом землю кормить. Помолясь поутру, хозяева шли к скотине, выводили во двор, а сами принимались выносить навоз. Старики знали, что тепло, дух скотьего двора врачует не одну болезнь, ставит на ноги и обезножевших. На Белгородчине в день Конона-градаря, в руки не брали ни вил, ни граблей, иначе летом хлеб будет побит градом, потому, что именно по воле Конона по народному поверью идут дождь и град. Но
... Читать дальше »
В этот день прилетали грачи. Интересно, что грачи летят с той же скоростью, с какой продвигается фронт весны — около 50 километров в сутки. Опытные люди замечают, что если грачи прилетят прямо на гнездо, то весна будет дружная. Если грачи прилетели и сразу взялись за ремонт своих гнезд, то уже через пару дней наступит тепло, а вот если умные птицы на гнездо садятся лишь на непродолжительное время и снова взлетают, то холода продержатся еще несколько дней. Крестьяне считали, что если грачи сели на гнезда, то через неделю можно уже будет выходить на сев. В этот день, в знак радости видеть этих пернатых гостей, хлебосольный русский люд печет грачей из теста и говорит, что Герасим к нему грачей нагнал. Грач – работяга-«трудоголик», а потому рожденных в его день считали наделенными заботами о своем хо
... Читать дальше »
В этот день надо было поле крест-накрест обойти, чтобы внимание солнца привлечь, на поле заставить снег топить. В древности был такой обряд: крестьяне поле крест-накрест проходили. Этим они напоминали солнцу, что недосуг отдыхать, надобно, мол, снежицей поле поить. В народном сознании крест был не только главным христианским символом, но и знаком солнца, символизирующим свет, тепло и плодородие. Но с солнцем были шутки плохи. Надо было знать, как себя с ним вести. В народе говорили: По закате солнца хлебом и деньгами не ссужают. По приметам уже завтра начнут возвращаться с юга, первые перелетные птицы, заранее готовились к их встрече. Особенно ждали возвращения скворцов, оберегавших сады и огороды от вредителей, поправляли старые скворечники, мастерили новые. Многолет
... Читать дальше »