Накануне этого дня на Красную горку возле деревни приносили колья и вбивали их в землю. В Домочадцев день вся семья приходила на Красную горку и повязывала на свои колья каждый свой лоскуток и загадывали желания. Продолжаются Святки. В эти дни в русских домах любили собирать гостей и играть в самые разнообразные игры. Продолжались святочные игры, песни, сборища и гадания, скрашивающие унылую зимнюю пору. Рождественский мясоед. Мясоед – это не праздничный день, а начало длительного периода определенного образа жизни православного христианина. И вместе с тем дни мясоеда обычно наполнялись праздничной возвышенностью и духовным осветлением. С
... Читать дальше »
Об этом дне говорили: «Степан колья тешет». Хозяин вытесывал колья и ставил по углам двора и в курином закуте, чтобы ведьмы не смогли к избе подойти. Во время Святок нечисть шалила, и потому надо было от ее защищаться. В этот день пастухов нанимали. Говорили: «В пастухи наймешься – вся деревня у тебя в долгу». Стефан (заменил Велеса) считается покровителем домашнего скота, особенно лошадей. На Стефанов день поят лошадей через серебро, чтобы не болели и были добрыми – «на могутность, на резвый ход весной в борозде с сохой-бороной». В деревне мальчишки носят по домам охапки сена, оставляя в каждом доме клочок для коровы, а хозяева их угощают. Продолжались молодеж
... Читать дальше »
Во многих местах по старому обычаю русские женщины в этот день ходили к родильницам с пирогами. Согласно с этим обычаем, именно во второй день Рождества Христова в праздник Пресвятой Богородицы многие зажиточные сельские женщины являлись в церковь с нарочито приготовленными пирогами, думая этим «сделать честь» Богородице. Но Бабьими кашами этот день называется потому, что обязательно надо было пойти с подарком и поздравить повитуху, которая помогала при родах. И вот мать с теми детьми, которых бабка в свое время приняла, шла к повитухе на каши. В этот день повитуха старалась как можно лучше принять своих гостей, а ребятишки стремились во всем ей угодить и помочь. Бабки-повитухи пользовались в деревнях большим уважением. Это всегда были пожилые женщины, практики-самоучки,
... Читать дальше »
Один из самых светлых христианских праздников. В этот день по древнему обычаю время перед утреней – ранней службой в церкви – было посвящено "обсеванию" изб. Его совершали пастухи. Обходя дома, они поздравляли хозяев с праздником и бросали в каждую избу горсть овса с приговорами: "На живущих, на плодущих, на здоровье". Рождественское разговение принято было начинать с вкусной и обильной еды. Некогда на Руси непременным рождественским угощеньем был поросёнок, начинённый гречневой кашей, или кабанья голова, приправленная хреном. Неотъемлемыми блюдами были окорок, запечённый, копчённый, отварной приправленный горохом, жаркое и заливное из поросёнка, студень из свиных ножек и головы, жареная свиная грудинка с картошкой. Во многих избах пек
... Читать дальше »
Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, взвар ячменный с мёдом, или ягодный, плодовой, а кое-где так называли обваренные зёрна с добавлением макового или кедрового молочка. Кутья или коливо – каша, сваренная из целых зёрен пшеницы или ячменя (современный вариант – из риса) политая мёдом, с добавлением ягод. Днём у прорубей, колодцев девицы шепчутся, с парнями заговорщически перемигиваются, дóма из сундуков-укладок достают и примеряют обновы. Пожилые пост блюдут и молодёжь строжат. Благочестие требовало вести себя смиренно, ни крошки не вкушать до вечерней звезды. Девицы на выданье особо блюли пост в этот день: «чтобы быть красивой». ... Читать дальше »
Нифонт считался защитником от козней и наваждений нечистого духа. В этот день можно было изгнать из людей, скота, домашних животных и птицы, злых духов, а добрых наоборот привлечь. И скотину недолго испортить в этакую морозную пору, не то, что человека. Основанием этого верования послужило то, что, как видно из жизнеописания этого угодника, он почти всю свой жизнь находился в борьбе с нечистыми духами и всегда побеждал их при помощи Божией. В этот день пекли постные лепешки, заворачивали в холщовое полотенце, чтобы не смог ее облизать никто из нечистой силы, и шли в хлев. Лепешку по частям скармливали домашним животным. Домашней птице давали в этот день зерно. Лишний раз постелить корове, навести пойло коню. Ведь
... Читать дальше »
Великомученица Анастасия называется Узорешительницей, потому что много служила узникам, заключенным в темницах за веру Христову, облегчая их страдание. Жила она в III веке в Риме во время Диоклитианова гонения на христиан. Святой Анастасии молились об успешном разрешении от бремени. В этот день вышивали полотенце, которое должно было помочь при родах. Анастасия – покровительница беременных, ей молятся при родах. Вышивальщицу называли узорницей, а вышивку — узорочьем. Такое полотенце было своеобразным оберегом. Утирая родительницу и ребенка таким полотенцем, повивальная бабка, по народному поверью, "очищала от худоб, от сухот сухотучих, утворяла спокойствие". Кашу готовили, закармливали беременных, чтобы оградить их от выкидышей и от всяких бол
... Читать дальше »
Дню этому крестьяне дали прозвание Полукорма, потому что к этому дню расходилась уже половина корма, заготовленного на зиму для домашнего скота. Крестьяне проверяли овины, клети, пересчитывали стога соломы и сена, прикидывали, хватит ли запасов до тепла. В этот день «кормили сусеки и торкали зерно», то есть проверяли амбары с хлебом, ворошило зерно деревянными лопатами, гоняли мышей, которые хлеб грызли. Сусеки еще в этот день «наслушивали». Ухо приложит крестьянин к зерну и слушает. Если слышал он гудение, то было это к лету неспокойному. Уходя из амбара, ломали пополам лучину и крест-накрест клали на зерно, чтобы защитить его от нечисти. Девушки в этот день из дома никуда не выходили, а сутра пораньше
... Читать дальше »
В этот день дом оберегали. Игнатию Богоносцу молебны служили, чтобы дом уберечь от всякой напасти. Дому надо было обязательно поклониться. А вокруг села обносили крестным ходом иконы для предохранения крестьянского добра от всякой напасти. Основное значение слова «дом» в древности было – хранитель рода, семьи, хозяйства. Дом – это созданная силами своего рода и убережённая жизнь. Если вчера полагалось поклониться родной земле, то сегодня – родному дому. Обычаи и обряды старины поверяют нам, как, будучи в ладу с окружающим миром, вести дом. Входная дверь. В притолоку (в верхний дверной брус, в наглавный косяк), как только Солнцеворот (25 декабря) пройдет, хозяйка втыкала серп, а в страшные темные вечера хозяин вклинивал топор – так защищали дом. На середине притолоки обяз
... Читать дальше »
День памяти былинного героя Ильи Муромца. В день этот полагалось поклониться Земле Родной и вспомнить славные подвиги народных героев – защитников Отечества. Следует раздать все долги перед Новым годом. В Новый год долги платить – весь год расплачиваться. Брать деньги взаймы также не стоит – до следующего Нового года долг не отдашь. Не разрешалось в первый день года выполнять тяжелую или грязную работу – иначе весь год пройдет в сплошном тяжком труде без отдыха. В русском народе Вонифатий известен как целитель от пьянства, ему молятся об избавлении от запоя. Такой дар приписывается Вонифатию на том основании, что, по сказанию Четьи-Минеи, сам он первоначально страдал недугом пьянства, но потом, оставив свой стр
... Читать дальше »