На день святого Василия весна землю парит. А еще сравнивали землю со старухой и тогда лукаво замечали: «На Василия земля парится, как старуха в бане». Если солнышко действительно землю парит, то год будет плодородным. Охотники утверждают, что на этот день медведь выходит из берлоги и прячется в кустах. Не ходи в этот день в лес. Там старый космач проснулся, дёрн разворачивает, добирается до слизней, до личинок, сытится. Между тем о зайцах говорили: «Заяц, заяц, выскочи из куста», потому что «зайцы бегают днем, и они на слуху (не подпускают, не лежат)». "Заяц - сед, навидался бед".
Святой Антипа называется в народе и Водогоном-Водополом – половодье-то продолжается. Говорят: «Антип Водопол реки очищает ото льда», потому что на реках уже почти не остается льдин. Святого Антипия в народе зовут еще Целителем зубов. Когда у крестьян болели зубы, они никогда не вырывали ни одного из них, а только клали на него мелкую серебряную монетку, держали некоторое время, затем вынимали и делали в ней дырочку. После чего монетка на веревочке вешалась на икону святого Антипия. Зубы, по повериям, должны были перестать болеть очень быстро. В этот день примечали погоду. Вскрытие рек к этому дню обещает хороший урожай, благополучное лето. Позднее вскрытие всегда обещает худое. Зато если на Антипа пойдет дождь, то грибов много будет. А ес
... Читать дальше »
В этот день солнце должно показываться в мареве. А потому смотрели на цвет восходящего солнца. Такое событие нельзя было пропустить. В иных местах судят по восходу: «зорко следят старики поутру за восходом солнечным, – если взойдет красное в туманной дымке – быть хлеборобному году, а если выкатится из-за горы что на ладони – придется перепахивать озимое поле да засевать яровиной». Вешнее время богато необычными явлениями, необъяснимыми переменами погоды. Солнце в этот день то в голубом, то в розовом мареве. И не понятно, к добру ли, к худому ли?
В этот день ходили к источникам, чистили их, приговаривая: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние!» – а затем с любовью брали из него воду, умывались и пили – на здоровье. В этот день гадали на источниках о смерти и жизни больных или просто близких людей. Когда шли на ключ за водой, ни с кем не говорили. Кто навстречу попадет, ничего не надо было спрашивать и не сказывать. Как приходили на ключ, молились на все четыре стороны и задумывали: на живое или на мертвое? Если человеку предстоит долгая жизнь – вода стоит, как стеклышко, светлая. Если больного ждет скорая смерть – ключи забьют, забурлят. Чтобы набрать из ключа целебной в этот день водицы, черпая воду, говорят: «Царь водяной, царь земляной, царица водяная, царица земляная, дай мне водицы на доброе здоровье». Н
... Читать дальше »
По старинному поверью солнце и месяц с первого мороза расходятся в разные стороны: один на восток, другой на запад и до весны не встречаются друг с другом. Солнце не знает и не ведает, где живет месяц, и месяц ничего не знает о солнце. Происходит такая встреча именно на Родиона. Луна и солнце, встретившиеся после долгой разлуки, начинали языками чесать – не остановишь, долго рассказывают о своем житье-бытье: где были, что видели, что поделывали. По-доброму свиданье обставилось – путь светилам одному на восток, другому на запад. Бывало, договаривались до ссоры. Как говорили острые на слово: "Горденек ясный месяц, и красному солнцу не уступит; задорен рогатый пастух – все звездное стадо перессорит". Тогда в природе случались катаклизмы. В это время
... Читать дальше »
В этот день, по народному поверью, просыпаются русалки. Даже русалкам ох как надобно на солнышко поглядеть, к зелёной поросли прильнуть! Им бы на берег выйти. Да как старики сказывают, у них стеснение, стыд перед природой-матушкой нагими показаться. Вот и бытует поверье: в этот день просят у людей русалки холстины, чтобы прикрыться. Потому-то ещё на заре приносили бабы на берег реки или озера чистые рубашки, полотенца или холстины кусок. За эту заботу русалки, мол, остерегут от глубокой воды и крестьянина, и его семейство, и его хозяйство. Чтобы обезопасить себя от русалок, надо брать с собой в лес пучок полыни. Встретит русалка, засмеется и спросит: – Что у тебя – полынь или петрушка? Надо тут же крикнуть: – Полынь! Прячусь под ты
... Читать дальше »
По этому дню судили об урожае хлеба. Если Евтихий тихий – к урожаю ранних хлебов, а когда Евтихий ветром бьет – колос собьет. Бывает, весна холодам покорится. Дожидаясь в этот день тепла, детям наказ давали: дозваться солнышка, да ветер упросить, чтобы сдвинул он солнечное колесо, а то будто застряло в небесной хляби.
Солнышко! Солнышко! Выгляни за бревнышко! Тебя твои дети на завалинке ждут, Сыр колупают, о красном лете заклинают. ... Читать дальше »
В этот день начинают дуть теплые, весенние ветры. С нетерпением ждут в деревнях этого дня, чтобы растворить оконницу. Ждали Федула, чтобы снять вторые рамы: до него никак нельзя. Раньше Федула кто оконницу отворил – тот ненастью угодил. А коли выпадало на этот день ненастье, тут же шутили: «Федул губы надул». Именно ему предназначено оконницу убирать, наличниками да ставеньками изукрашивать. Заговаривают оконницу беречь избу от гнилых ветров, от вытья нечистой силы тоскучего, от свирений-переполохов:
В этот день начинал петь-скрипеть сверчок, а журавль впервые подавал голос.
Загадки:
Под полом едет барин с колоколом. (Сверчок.) На печи кочет поёт, спать Акульке не даёт. (Сверчок.) Маленькая птичка, а громко поёт. (Сверчок.) После прилета журавлей приходила настоящая весна. О них говорили: «Первая ласточка – еще не весна, а настоящую весну приносит на крыльях журавль». В этот день шли смотреть,
... Читать дальше »
Период с 16 апреля по 5 мая, в народе называли – оживление весны. Разливаются реки. По рыбацкому поверью, на Никиту Водопола просыпается от зимней спячки Водяной - особенно, почитаемый рыболовами. Зябко водяному, его дух ослаб за зиму, изголодавшийся и сердитый, он требовал от рыбаков угощения. Ему, мол, "нынче, не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть". Желание водяного получить гостинец, по мнению рыбаков, проявлялось в сильном колыхании воды и в слышимых над ней глухих подземных стонах. Поэтому на Никиту, в полночь удильщики приносили на берег реки, кто хлеба краюшку, кто пшенной каши, кто от курицы потроха для Водяного. Особым лакомством у хозяина омутовых глубин
... Читать дальше »