Ворона каркала-каркала – да Поликарпов день мужику и накаркала. Бесхлебицу. К этому дню порой заканчивались запасы хлеба – главного крестьянского продукта. Начинают люди с хлеба на квас перебиваться да дырки затыкать. Было когда-то «всякого жита по лопате», а сейчас «дожили — ножки съежили». Но никогда русский человек припасенного на посев зерна не тронет. В народе говорили: «Корову продай, а добрым семенем засевай», «Сам голодай, а поле семенем не обижай». Была и особая примета, по которой определяли качество семян. Иногда в сусек ссыпали непросушенное зерно – волглое, которое во время зимнего хранения выделяло тепло – прело – и съедало снег на крыше амбара. Поэтому о таком плохом и непригодном для посева зерне говорили: «Купи на семена хлеба, если на крыше амбара нет снега». ... Читать дальше »
Марья половодье начинает. Солнечный отблеск на мокрой, чуть проклюнувшейся весенней поросли – это Марьины следы. Она заглядывает в каждый дом. Марья снежками в овражках играет, солнечные лучи на Красное угорье гонит, девок на весенние гульбы зовёт. Славили в этот день наши предки Ладу – хранительницу семейного очага, покровительницу свадеб и семейного счастья. В этот день варят постные щи из квашеной капусты. Была такая ироническая поговорка: «Захотел ты в апреле кислых щей!» Дело в том, что зимний запас капусты у крестьян заканчивался уже в марте, о кислых щах приходилось лишь мечтать. Зато приходило время варить апрельские щи, которые назывались пустыми. Поэтому и говор
... Читать дальше »
Солнце во всё небо. С утра стояла ведреная погода, слепило сияние солнечных лучей, жмурились люди, но и радовались одновременно – не за горами видать и лето красное, поэтому и называли старики этот день – "кануном пролетья". В этот день почитают Ипатия, целебника Печерского. Говорят, он знал, как избавить женщин от бесплодия, а кормящим матерям молока прибавить. О том ему и по сей день молятся. В этот день наши предки чествовали огнище, вспоминая с благодарностью и любовью своих предков, сумевших найти и обжить это место. На хлебную ниву или на гряды, еще укрытые снегом, выносили крестьяне из печи горящие головешки, угли, разводили огонь, через который хозяин рода проносил сохи и бороны. «Держись крепче сохи и бороны» – вспоминали наказ предков. Была в старину соха специ
... Читать дальше »
Иоанн Лествичник – христианский святой. Лествичником подвижника назвали за то, что он сочинил Лествицу, произведение – в котором в тридцати главах представлен путь восхождения к духовному совершенству. «Как вода из глубинных впадин поднимается вверх, так и душа, угнетенная бедами, покаяниями восходит к Богу и спасается». Чтобы небесные дожди на землю сошли, чтобы зелёные ростки скорее ввысь поднимались, кланялись Лествичнику крестьяне. В этот день пекли в деревне обрядовое печенье – «лесенки». Укладывали из теста два катыша супротив друг друга. И клали поперёк порожки. Выкатывали порожки тоже из теста. Кто в семье был, и старому, и малому матушка выпекала свою «лесенку». Чтобы всяк рос
... Читать дальше »
Это день березы. На Руси всегда любили березу, она даже стали символом нашей Родины. Ее считали деревом жизни, здоровья и света. У русичей с березой было связано множество поверий. Например, наши предки верили, что если заболевшего ребенка хлестнуть березовым прутиком, то болезнь немедленно уберется восвояси. А если воткнуть ветку березы в крышу дома, то она защитит дом от молнии. Любовное и почтительное отношение к березе в христианскую эпоху подкреплялось еще и тем, что по преданию, именно она укрыла Пресвятую Богородицу и Младенца Христа от непогоды. В этот день слушали березы. Говорили о белоствольной: «Стоит дерево цветом зелено. В этом дереве – четыре угодья: ... Читать дальше »