По народному календарю с этого дня веет зимой. Этот день называли Сергий Зимний или Зазимки, и говорили: «Сергий зиму начинает». Если земля в этот день снегом покроется, то к Матрёне (22 ноября) зима «встанет на ноги». Если выпадет снег, когда деревья еще листву не сбросили, он скоро растает. Настоящей зимы нужно ждать через месяц. Первый прочный снег падает ночью, а дневной вовсе не лежит. В старину в этот день спускали в омуты бочки с засоленными огурцами.
Поговорки и приметы:
Сергей инеем травы бьет, а Матрена (22 ноября), зиме вспять повернуть не да
... Читать дальше »
В этот день уже бывали полны амбары и погреба припасами на зиму, хлебом да овощами. Выявлялись излишки хлебных запасов. Поэтому и говорили: «Фома - ломит закрома, все бери задарма». Ну а вечером в урожайные годы в этот день устраивали нечто вроде дня обжорства. Житейские взгляды Фомы близко касались забот и чаяний крестьянина, умевшего ценить труд, беречь добро, добытое трудом. Поэтому и нарекли Фому "большой кромой" за то, что поощрял бережливость и запасливость. Кромой сельские жители называли торбу, суму, место в амбаре для хранения зерна или других продуктов. От этого слова пошло множество выражений и понятий в русском языке: «большекромый», «укромное место», «скромность», «закрома» и т. п. Про нерадивого, бесхозяйственного и расточительного мужика говорили: «Велика крома, да пес ли в ней». С этого дня начинаются холодные ветры.
... Читать дальше »
К этому дню земледельческие работы в основном закончены, садились за ткацкие станки, ткали холсты. Говорили: «Харитина ткала и пряла – весь дом одевала». Ткацкий станок (кросна), разбиравшийся на лето, вновь занимает почетное место в доме. Ткани нужно было много – и на белье, и на одежду для всей семьи, а выполнять эту работу можно было только осенью и зимой. Вот и собирались по домам девушки, вместе ткали и вышивали, работу делали да песни пели. Животворную нить надобно было повязать на левом запястье: от порчи, от сглазу. В этот день катали шерсть на валенки.
Полагают, что в этот день лешие дурят по лесам: бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю. К весне же они вновь из земли выскакивают. Поэтому на Ерофея в лес не ходят и не ездят, даже в случае крайне нужды: леший бесится. Расставаясь с лесом, лешие будто с досады ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. О мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат – переломает все косточки не хуже медведя. Последний раз Лешему несут гостинец. На пень кладут хлеба ломоть, соли щепоть.