В этот день бывают сильные ветры. Говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красному лету стонут», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается». На Михея дуют ветры-тиховеи — к вёдреной осени, на Михея буря — к ненастному сентябрю. Каковы Мироны, таков и январь. Ранние иней на Мирона — к урожаю будущего года. В этот день собирали в лесу ежевику.
22 августа – Матфей-змеесос коров.
Матвей ненастье подпускает, осенний дождь летним перебивает. Считалось, что в этот день молоко коров сосет змей, поэтому на пастбища их не выгоняли. Лишний глаз при дойке коровы портит ее. Корову по удоям считать — молока не видать. Подойника не ставь на стул, на кадку: молоко у коровы присохнет.
23 августа – Лаврентий.
В этот день примечают в полдень колебание воды. Если реки, озера и болота не волнуются ветром, лодки стоят покойно, то ожидают, что осень будет тихая и зимой не будет метелей. Эта же примета пророчит хорошую рыбалку в конце лета и в начале осени. А если в этот день идет дождь, то он будет идти всю осень. Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.
24 августа – Евпл.
В ночь на мученика Евпла можно встретится с приведениями. Еще одно название этого дня Федор-Василий. В народе в этот день говорили: «Святой Василий овцам шерсть дает». Начиналась стрижка овец. С Федора-Василия сельские шерстобиты начинали разъезжать по всей Руси, шерсть перерабатывали, шили одежду теплую на зиму, валенки валяли.
25 августа – Фотя-Поветенный
В этот день говорили: «Фотя-Поветенный хозяину покоя не дает — наповеть зовет». А «на поветях все хозяйское сокровище запрятано». Надо было разобраться там, чтобы было куда убирать летнюю упряжь, соху, борону. Нельзя было допустить, чтобы «на поветях черт ногу переломил».
26 августа – Тихон-страстной.
В этот день убирались в погребах и в других хозяйственных постройках, проверяли, не завелось ли там гнили или сырости.
27 августа – Михей-тиховей.
Если на Михея ветер тихий — к ведренной осени, а если буря проносится — к ненастью осенью. Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликаются. Тихий ветер в сад — сухая осень в лес. Это был день каменщиков — строителей храмов, мастеров дел каменных.
28 августа – Успение Богородицы.
Собственное имя праздника — Успение — заменяется у народа именем «Соленье» или «Успленье». Так как около праздника Успения наши поселяне оканчивали жнитво хлеба и это окончание в простонародье известно обыкновенно под именем Спожинок, Опожинок, Дожинок, то и самый праздник Успения Божией Матери называется Оспожинками. С Успенья солнце засыпает. До Успенья пахать — копну лишнюю нажать. Молодое бабье лето с Успенья по Семен день. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса. Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения. До Петрова дни надо успеть вспохать, до Ильина — заборонить, до Спаса — посеять.
29 августа – третий Спас, ореховый.
К этому дню поспевают орехи. Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты продают. Третий Спас хлеба припас. «Ореховые» загадки: 1. Вишу высоко, падаю низко, снаружи горько, а внутри сладко. 2. Есть на мне, есть во мне, нагни меня, ломи меня, сломишь – гладко, расколешь – сладко. 3. Маленький мужичок – костяная шубка.
30 августа – Вдовьи Помочи, Мирон-ветрогон.
На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки. Русский народ никогда о не забыл о сирых да убогих — и в складчину оказывал им помощь. 30 августа был день помощи вдовам и семьям, в которых не было кормильца-мужика. Говорили: «На вдовий двор — хоть щепку кинь». На «помочах» косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы. Все эти работы имеют свои названия: полотушки, потрепушки, супрядки, назьмы, дровяницы, сеновницы. Приметы: Если листья на березе начинают желтеть с верхушки – будущая весна придет рано, если снизу – то поздно. Если птицы перелетные высоко летят – снегу будет много. Большие муравьиные кучи – к суровой зиме.
31 августа – Флор и Лавр – лошадники.
Конский праздник. В этот день лошадей кормят «до отвала» и ни в коем случае на них не работают. Даже скачки в этот день проводить не полагается. В Древней Руси на иконах рядом с ликами святых Флора и Лавра очень часто изображались лошади, и в древних наших подлинниках о Флоре и Лавре читаем даже наставление, что эти угодники должны быть не иначе писаны, как с этими покровительствуемыми ими животными. В старину к этому дню оканчивали посев. О ленивых крестьяне говорили: «Кто сеет рожь на Флоров день, у того родятся флорки», т.е. ничего не родится. Говорили: «С Флорова дня засевают ретивые, а с Семена ленивые». Сей озимь от преображения до Фрола. С Фролова дня засиживают (т.е. работают при огне) ретивые, а с Семена (1 сентября старого стиля) — ленивые. На Фрола и Лавра лошадиный праздник. На Фрола и Лавра на лошадях нельзя работать, а то падеж будет. С Флора и Лавра осенние утренники.