В допетровской Руси этот день приходился на 1 сентября, с него начинался новый год. Семен день, бывший прежде первым днем нового года, справлялся на Руси со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на Семенины посиделки к старшему в роде встречать новое лето. С посиделок отправлялись к заутрене в церковь Симеона Столпника. С этого дня начинались свадебные недели — до Гурия (28 ноября). Этот день в старину называли началом бабьего лета. Говорят: «Бабье лето восемь дней». По погоде бабьего дня судят поселяне об осени. Если первый день бабьего лета будет ясным, то вся осень выйдет теплая и ведреная. Если на бабье лето луга будут опутаны тенетником — паутиной, — гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то осень будет протяжной и ведреной. Под Семен день тушат огонь, кроме тепла лампадного. Едва только начнет заниматься утренняя заря, вздувают новый огонь, но не сами хозяева, а знахарки и знахари, которых специально приглашают для этого в избу. В старину новый огонь добывали из сухого дерева. Старики и старухи садились посреди двора и терли сухое дерево об дерево. Молодая невестка или девица зажигали спицею новый огонь. Этим огнем топили печи в избах и банях, на «засидках» зажигали свечи и лучину. В селах с Семена дня начинались бабьи работы — с пеньки и льна. С раннего утра мяли и трепали пеньку, лен мыли в воде и стелили по лугам. На этот же день затыкали кросна. Вечером садились за пряслицы и веретены. Если девушка затыкала кроены с Семена, то замечала, как ложатся нитки: если прямо, то у нее будет хороший муж, а если не ровно, то негодный. В селах с бабьего лета начинались осенние хороводы. А еще хоронили в этот день мух и тараканов. Мух и тараканов считали причиной неурядиц и безденежья в семье. Из репы, свеклы, брюквы или моркови вырезали маленькие гробики, клали в них пойманных в избе мух и тараканов и закапывали в землю как можно дальше от дома. Считалось, что от такого погребения погибают мухи и тараканы. Наши предки на Семен день перебирались в новые дома. В старину на Семен день бывали постриги и сажание на коня.
Поговорки и приметы:
На Семен день до обеда паши, а после обеда пахаря и вальком погоняй. На Семен день с головней на постать (пахотная полоса земли) ходи. На Семен день семена выплывают долой из колосьев. На Семена — последний посев ржи. Семен день — семена долой. На Семена грех хлеб сеять. Коли рожь убрана к Ильину, кончай посев к Фролу; а поспеет позже, кончай к Семену. Семен лето провожает. Семен бабье лето наводит. На Симеона Столпника солят огурцы. Лен стели к бабьему лету, а подымай к Казанской. С бабьего лета — бабий праздник и бабьи работы. На Симеона Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы. На Симеона черт меряет воробьев четвериками (убивая всех, сколько войдут в меру). На Семен день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты. Бабье лето ненастно — осень сухая. На Семена ясно — осень ведряная. Много тенетника (паутины) на бабье лето, к ясной осени и холодной зиме. Если много тенетника, дикие гуси садятся, а скворцы не отлетают — осень протяжная и сухая. С Семена дня обзаводятся новым огнем. На Семена — первый праздник псарных охотников; выезд в отъезжее поле. Переход в новый дом на Семена — счастливый.