Калинниками селяне называли зарницы, отдаленные молнии, видимые по вечерам на горизонте в конце июля и августа. С этого дня начинаются сильные заморозки, которые могут убить хлеб. Была даже поговорка: «Пронеси, Господи, Калинники мороком (то есть туманом, сыростью), а не морозом». Если на Калинов день не будет заморозков, так и Лука (5 сентября) не заморозит. Калина не заклинит, так и Лупа не залупит. Коли на Калиники туманы, припасай косы про овес с ячменем. Калинник калит — морозит. Вечерами и ночами зарницами калинник грозит, осенние грозы насылает.
12 августа – Сила и Силуян.
На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна (т. е. полна зерном и клонится к земле). На Силу рожь посеянная родится сильно. Это был наилучший срок посева ржи в средней полосе России. Начать сев должен самый старший земледелец – «на стариковское счастье». Этот день не очень удачен для ведьм: они «обмирают, опившись молока».
13 августа – Евдоким.
Евдокимово заговенье. Заговенье – последний день перед Успенским постом, о котором говорили: «Успенский пост - не голодный». И действительно, в это время всего много – овощей, ягод, плодов, хлеба. В народе говорили: «Коли не заговоришь борону на Евдокима — не угодишь коню». Надо было обязательно заговорить борону, чтобы при работах в полях не сломались зубья, не встала она намертво посреди поля. Помнили пословицу: «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится».
14 августа – Медовый Спас.
На первый Спас и нищий медку попробует. Пчелы перестают носить мед, пасечники «заламывают» соты. Первый добытый мед полагается освятить в церкви. Начинается отлет перелетных птиц. Отправляются в теплые края ласточки и стрижи: Ласточка весну начинает, осень накликает. Этот день называют еще Мокрым Спасом – устраивают крестный ход к воде, а после водосвятия купаются сами и последний раз в этом году купают весь домашний скот. Колодцы в этот день тоже следует освятить. С этого дня начинается Успенский пост.
15 августа – Степан-сеновал.
Все сенокосные работы заканчиваются. Каков Степан, таков и сентябрь. В этот день плели так называемый «Степанов венок», цветы и травы для которого собирали всей семьей. Его приносили домой и вешали в красном углу, а когда приходили беда до болезни в дом зимой, отрывала хозяйка от венка «могучие травы» и запаривала их. И добрый дух цветущего луга одолевал болезни. Сила этого венка сохранялась до будущей весны — до 23 апреля.
16 августа – Антон-вихровей, Исаакий-малинник.
Если в сей день будет ветер с юга и появятся вихри, то ожидают зимой больших снегов. Исаакий называется в простонародье Малинником, так как около этого времени обыкновенно бывает много малины. В разгаре сезон заготовок: хозяйки шпарят кадушки - готовят под засол огурцов. Из леса носят малину, сушат, варят варенье. Каков Исаакий, таков и октябрь. На Исаакия вихри — крутая зима.
17 августа – Авдотья-сеногнойка, малиновка, огуречница. Семь отроков.
С этого дня начинают идти дожди, вредные для сена. Эти дожди называют сеногнойками. Говорят: «Семь отроков сено гноят». Сено надо было хорошо высушить. Но даже в копнах может испортиться оно от непогоды. Поэтому и говорили: «В долгах не деньги, в копнах — не сено»ж Глядя на дождь, крестьяне говорили: «Не идет, где просят, а идет где косят. Не идет, где жнут, а идет, где ждут». Каков этот день, таков и ноябрь. Это день Авдотьи-малиновки, поспевает малина, и Евдокии-огуречницы. Время сорвать огурцы, собрать лук и чеснок. А кадушки для засолки уже готовы.
18 августа – Евстигней-житник.
Жать полагалось молча. Все разговоры и песни оставляли за кромкой поля. Во время жатвы старались найти на одном стебле самое большое количество колосьев. Если человек находил двенадцать колосьев на одном стебле, такую находку называли «житной маткой» и хранили как зеницу ока в продолжение всего года. Во время посева весной зерна с житвой матки сеяли первыми с надеждой на получение богатого урожая. Каков Евстигний, таков и декабрь. На Евстигнея едят сырой лук с хлебом, солью и квасом, отчего бывают здоровы и имеют свежий вид. А в горницах развешивали связки луковиц, чтобы воздух очистился.
19 августа – второй Спас, яблочный. Преображение .
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник Преображение имеет свою особенность. В этот праздник совершается в церкви освящение гроздий, т.е. винограда, а где не родится виноград, — яблок и других плодов. Второй Спас всему час (плоды зреют), шубу припас. Второй Спас — бери рукавицы про запас. Каково шестое число августа, таков и январь. Спасовка — лакомка, а петровка — голодовка. До второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов. На второй Спас освящают плоды и мед. Со второго Спаса едят яблоки. На второй Спас и нищий яблочко съест. Со второго Спаса засевай озими.
20 августа – Пимены-Марины.
Ягодная пора прошла. Поэтому говорили: «День Марины — не ищи в лесу ма¬лины: девки лес обойдут, дочиста оберут». Пекли пирог с малиной. Примета: если в этот день аисты готовятся к отлету, осень будет холодная.