Яков был покровителем мужской работы, поэтому в этот день и справляли прежде всего тяжелую работу. В этот день гужи из сыромятной кожи делали, да всю конскую сбрую и упряжь проверяли, что все было «справно». В этот день едят мед и играют в пчелиные игры, подражая жужжанию пчел. Считалось, что чем больше меда съест хозяин в этот день, и чем громче он будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной и тем больше меда удастся собрать в будущем году. От Казанского пирога «закармливали» землю на Якова: разламывали на поле пирог на куски и раскидывали их по земле, подкармливали пташек зимних, чтобы те своим чириканьем землю успокоили, упросили, чтобы дала она богатый урожай на следующий год. В этот день старались заготовить последние дрова в зиму. Считалось, что это обычай принесет в дом тепло. На Якова вместе с тем отводили последние «осенины» – проводы осени. Если в этот день выпадал глубокий снег и потом не таял, а оставался, зима обещала быть мягкой, а лето урожайным. «Снега надует – хлеба прибудет»,– говорили старики.
Поговорки и приметы:
Не под силу воз, так и гужи пополам. Жена пряди рубашки, а муж тяни гуж. Не долга оглобля, а до Орды достанет. Не всякому по Якову. И всякому, да не как Якову. Затвердила сорока Якова одно про всякого. Отец Яков в молитве не одинаков: за ину берёт полтину, а иной (богомолке) сам рубль даёт. Коли на Якова крупу (мелкий снег) Бог пошлет, и с Матрены (22 ноября) зима на ноги станет.