Не смотря на столь ласкающее ухо имя, слыл Василиск существом крайне неприятным. Появлялся он из яйца, которое раз в сто лет разрешено было снести петуху. Затем забирала его красна девица и шесть недель согревала подмышкой. Наступал срок, и появившийся таким необычным образом Василиск становился оборотнем, все приказы мачехи своей исполняя беспрекословно. этот день считался праздником ловцов певчих птиц. А соловьиным этот день называли, потому, что «на Василиска соловьев для ловли подслушивают». Впрочем, больше, похоже, и заняться-то было нечем, ведь на Василиска «не сеяли, не пахали – этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились», потому что Василиск – «синитель, васильковый повелитель». Коли соберешься пахать, сеять, какое дело начинать – погоди, отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится, к избе сухота сухотучая прилучится. Еще в этот день ходили собирать васильки. На засеянном рожью поле они воспринимаются как сорняк, но, собранные с любовью, могут принести большую пользу человеку. Василек очень любили в русском народе и ласково называли синецветом, синюшником, блаватом, волошкой, лоскутницей. Прелестный, синий, как южное небо, цветочек этот – верный спутник ржаного поля и почти никогда и нигде в другом месте в диком виде не встречается, а если встречается, то это верным указанием на то, что там, где он теперь растет, было никогда хлебное поле или дорога, которая вела к нему. Такая постоянная связь василька с рожью объясняется тем, что васи¬лек – растение не туземное, а был занесен к нам вместе с рожью, родиной которой считается примыкающая к южной России западная часть Азии. Поэтому, он, как и рожь, не был известен ни древним египтянам, ни древним грекам, особенно же в первые периоды существования Греции. Василек как будто самой природой создан для плетения венков. Василек, как рассказывается в одной русской легенде, назван так в честь одного молодого парня, единственного сына у матери, Василя, окол¬дованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею в поле, он превратился в синий цветок, напоминавший своей окраской глубокую воду. С Васильком связан и один интересный обряд русского крестьянства, называемый "вождением колоса". Это шествие на поле, происходившее на Троицу на засеянные поля, когда рожь начинает колоситься. Молодые женщины, девушки и парни, собравшись на окраине деревни, схватываются попарно руками, образуя из них крест и становятся в два ряда, обратясь друг к другу лицом. Потом по таким образом соединенным рукам пускают идти, как по мосту, всю убранную васильками и лентами маленькую девочку. Пара, по рукам которой она прошла, спешит забежать вперед и стать в конце ряда, и так процессия продвигается постепенно до самой нивы, до самого места, где растет рожь. Здесь девочку опускают на землю. Она срывает несколько колосьев, бежит с ними в село и бросает их возле церкви. Шествие сопровождается пением. Все время поют следующую песню: Пошел колос на ниву. На белую пшеницу, Уродися на лето Рожь с овсом, Со дикушей, со пшеницей.
Поговорки и приметы
Хорошее утро с песен птиц начинается. Василиска – соловьиный день, васильковый. В день святой мученицы Вассы не сеют ржи, чтоб на ниве не родилось васильков. Была бы рожь – васильки будут. День – синитель, васильковый повелитель. От Василиска и соловей близко. Наши предки ходили слушать пение самой голосистой птицы – соловья. Считали, что "хорошее утро с песен птиц начинается". Если на Василиска соловей поет всю ночь, то день погожий будет. А если в этот день хорошо пахнет жимолостью – к дождю. 4 июня наши предки следили за насекомыми: если массово появлялись пауки и оводы – к урожаю огурцов. На хороший урожай указывали и сильные росы.