Женщины начинали прясть и обращались к Федоту, покровителю женского рукоделия, с молитвой о помощи в труде. Говорили: «Федот – лед ведет». Реки льдом покрывались – зимние дороги открывались. Если дорога бугром, то и хлеб должен быть бугром, т.е. хорошим, набористым. С Федота можно было по льду на реках на санях ездить. Добролюбивые наши предки в этот день прикармливали у своих домов зимних птиц. На счастье, считали, если у окна зимородок на ветке распевает. Называет русский народ эту птицу еще иванком. Ей, как русскому Ивану, зима – на удаль. Чем крепче мороз, тем звонче у зимородка голос!»
Русский народ считал, что в этот день святой Павел ледостав ставит: воду в реках и озерах льдом сковывает. Ледостав, иначе называемый "рекостав" - остановка рек. Наступает пора подледного лова. Павел - зиме помощник. Суров, всё лёд у берега пробует, рыбакам лунки прорубает, к лункам стелет настилы крепкие. Во многих местах в этот день мороз крепчал, а озера и мелкие лесные реки покрывались ледяным панцирем, а по крупным рекам Павел пускал шугу, мерзлый снег, растил забереги, сужал русла.
В этот день девицы умоляют Бога послать им истинных мужей. Девушки, которые хотели побыстрее выйти замуж, разбрасывали на заре этого дня вокруг своего дома мелкие монетки и предметы рукоделия для привлечения женихов. Говорят, что с этого дня осень разъезжает на гнедой кобыле. Канун ледостава. Рекрут. Ноябрь для армии изымал из семей самых здоровых и крепких молодых работников. Единственный сын в семье от солдатчины освобождался.
Несчастливый день. По представлениям русского народа, в этот день надо было оставаться дома, никуда не выходить за ограду, чтобы не столкнуться с нечистой силой, которая в этот день пытается в избу проникнуть, угля или огня стащить. Поэтому ни огня, ни углей соседям не дают, иначе счастье из дома уйдет. Призрачны околицы в этот день. Светец лучину крепко держит. В этот день по народному поверью «по-за порогу крутит, мутит, беспутит». Недаром в народе сложили поговорку: «Ерема – сиди дома». С древности важнейшей функцией дома была защитная. И не только от непогоды, других людей или диких животных, но и от враждебных человеку духов. С этой целью на дверях, на ставнях и над окнами было принято вырезать кресты, серпы и другие «металлические» предметы, считав
... Читать дальше »
В этот день внимательно следили за погодой, думая о наступившей в большинстве регионов России зиме и будущем урожае. В этот день полагалось женщинам повыть, все наболевшее выплакать и выкинуть из себя. Агапий глядит, может ли девушка поставить ткацкий стан без подсказки матери. Коли так, то она кросница, холста работница. На Агапия выткешь кросны, тогда и о женихе будет подумать не поздно. Матери строго спрашивали с дочерей за пряденье, за тканьё. Бывало матушка осерчает, на гулянье не отпускает. Погляди, говорит, в твоем сундучке приданного – кот наплакал. Нерадение, уныние, тяга к праздности считались за грех.
Дни становились все короче и холоднее. Совсем не греют косые лучи солнца, отдавая власть холодам. Не даром в народе говорили: «Акундин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит». Поэтому каждая минута светлого времени для сельчан ценилась на вес золота. Световой день убывает, значит, надо отгонять темень, мрак, сохранить в избе добрый огонь. С этого дня обряды оберега света, оберега зерна в закромах чтятся особенно. Для этого разводили огонь в овинах. На огне мальчишки пекут картошку, рассказывают разные истории про его хозяина – овинника, гуменника, рижника. Продолжался обмолот хлебов, мяли коноплю и лен. Для обмолота снопов цепами ток гумен иногда заливали водой. На льду и чище, и молотить легче. Выходит, стужу, мужик впрягал в работу, прилучись она к поре, ко времени.... Читать дальше »