Среда, 22.05.2024, 02:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Калининой Т.А. "Народоведение"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 9 » Летний цикл народных праздников
17:56
Летний цикл народных праздников
Народные праздники летнего цикла являются продолжением годовой календарной обрядности. Давние предки-славяне праздновали приход лета с наступлением тепла, т.е. с «полной победой лета над зимой». Летний период – пора тяжелого земледельческого труда, поэтому праздники были короткие.
День Аграфена Купальница, который отмечается 6 июля, открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (12 июля).
Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней «Петры – Павлы» сливался в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом и поэтому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы, являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы. С этого дня впервые после долгой зимы людям было разрешено  купаться в реках, ручьях, прудах и озерах. Русские верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от ведьм, водяных, змей и другой нечисти, оскверняющей их. Считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Крестьяне купались в реках и озерах, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев.
На Аграфену – обетная каша складчиной. Обед вскладчину, состоящий из постных блюд, выставляли в некоторых деревнях для нищей  братии. Столы стояли прямо посреди деревни, и на такую трапезу являлось иногда человек до трехсот.
С этого же дня снимался запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. Это было связано с тем, что до Аграфены Купальницы, по поверью, на растениях обитали души предков, которые находились на земле в периоде между Пасхой и Троицей. В этот же день начинали ломать банные веники. Для этого использовали не только ветки березы или дуба, но и других лиственных деревьев: ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Считалось, что веники, связанные в этот или в Иванов день, обладают повышенной целительной силой.
В народе говорили так: «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады». Собирали крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые потом сжигали, чтобы избавиться от несчастий и бед.
Крестьяне для охранения себя от ведьм клали в этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов – молодое осиновое дерево, вырванное непременно с корнем.
Девушки выходили искать «ивановский борщ» – растение, имеющее, по мнению славян, большую целительную силу. Кроме того, искали белую кувшинку, которую еще называли «одолень-трава». Ее собирали по заводям и заглохшим прудам, чтобы при случае взять с собой в дорогу как надежное средство от разных бед и напастей.
Ночью, до восхода солнца, рвали цветы иван-да-марьи. Считалось, что если вложить их в углы избы, то вор не сможет подойти к дому, верили, что желтый и фиолетовый цветки растения (брат с сестрой) будут говорить между собой, а вору будет казаться, что разговаривают хозяин с хозяйкой.
В ночь с Аграфены на Ивана до самого восхода солнца, чтобы никто не видел, рвали чернобыльник, считалось, что под корнем можно найти уголь. Он в свою очередь мог стать спасением от многих болезней живота, тошноты и проч. При этом считалось, что, если кто-то увидит тебя за этим делом, уголь сразу уйдет в землю.
Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый («Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»).
В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку. Утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
В течение всего дня и ночью звучали песни.
В этот же день девицы собирались у одной из своих подруг «толочь в ступе ячмень», из которого на другой день варили кашу и ели ее вечером с коровьим маслом. После чего, взяв передние колеса телеги с осью и оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари. В заключение умывались росой, т.к. считалось, что она приносит здоровье.
В некоторых районах в течение всего дня деревенская молодежь по крестьянским дворам собирала дрова, солому, бочки из-под дегтя для разжигания костра, называвшегося ивановским, купальским, купайлой. Костры устраивались в основном на возвышенных местах по берегам рек, озер, прудов или на перекрестках дорог. Прямо на земле или на деревянном помосте, козлах, втыкали длинную, до 10-15 м, жердь с поперечными перекладинами, наверху которой закрепляли колесо (дегтярную бочку или корзину). Это колесо и перекладины обматывали пучками соломы, а затем закладывали дровами и хворостом. Каждая деревня старалась сделать свой костер более ярким и более высоким, чем у соседей. Сигналом к его зажиганию служил заход солнца, а вместе с ним и наступление Ивановой ночи, как считалось, таинственной и полной чудес. Праздновать начинали вечером, когда девушки и парни собирались на берегах рек или озер и устраивали трапезы. Главными блюдами таких посиделок были каша и яичница. Трапеза заканчивалась общим весельем молодежи, продолжавшимся до самого утра.
Кроме того, в ночь с Аграфены на Иванов день существовал такой обычай: люди выходили в поле и катались во ржи – мяли ее, валяясь на полосе. В некоторых районах по домам родной деревни ходили девушки («невесты» и подростки), нарядно одетые, и просили «Умойте!». Это означало, что им следовало подарить что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, сережки и т.д.
День Рождества Иоанна Крестителя, или Иванов день, или Иван Купала – народный праздник языческого происхождения, у славянских народов отмечаемый 7 июля. Праздник Ивана Купалы принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных и самых разгульных праздников в году.
После торжественного утреннего молебна в церкви празднование продолжалось на улице. За городом, по окрестным лугам и лесам, по берегам рек и озер, всюду веселился народ. Окрестные леса наполнялись веселым шумом. Девушки приносили к кострам различные растения: люди верили, что травы могут стать волшебным лекарством, если полежат у праздничного костра. Некоторые девушки пускались на поиски травы счастья Иван-да-Марья. Ее название связано с красивой легендой. В старину рассказывали, что встретились однажды парень и девушка – Иван да Марья. Полюбили они друг друга и поженились. Однако выяснилось, что были они братом и сестрой, разлученными в детстве. От горя или в наказание превратились они в траву с цветами разного цвета на одном стебле: Иван – синий, Марья – розовый.
В этот день вечером люди устраивали шуточные состязания: перетягивали канат, перепрыгивали через костер, бегали в мешках, скакали на одной ноге, а также водили хороводы, пели песни.
Если рядом была река или озеро, купались и пускали по воде венки с зажженными свечами. По поверью, та девушка, чей венок уплывет дальше других, раньше всех выйдет замуж, а та, чья свеча быстрее погаснет, – меньше проживет.
Самые смелые отправлялись в лес за волшебным цветком папоротника, который якобы должен расцвести в эту ночь. По народному поверью, цветок папоротника обладает способностью творить чудеса: с его помощью можно клад найти и богатым стать и счастливым, а если коснуться волшебным цветком того, кто тебе нравится, то на всю жизнь его к себе приворожишь…
Искать цветок папоротника не стоит – это лишь красивая легенда. На самом деле это растение никогда не цветет, даже в ночь на Ивана Купалу.
Ночь на Ивана Купалу считалась очень страшной. Говорили, что это время разгула всякой нечисти – ведьм, леших, водяных. От нечистой силы обычно оборонялись очень просто – крапивой или полынью. Разбрасывали эти растения по краям полей, втыкали в стены дома, носили на себе или вплетали в венки. Нечисть боялась их и обходила такие места стороной.
12 июля – Петров день. Петровки. Петры и Павлы.
В этот день заканчивается Петровский пост – принято ходить в гости и принимать гостей у себя. Но в вечернем застолье участвуют, как правило, только женатые и старики – молодежь до утра гуляет в поле. Считается, что после этого дня замолкают певчие птицы, а с деревьев падают первые листья.

 

Просмотров: 2130 | Добавил: skaska | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Сайт учителя начальных классов МБОУ Лицей №2 города Сургута
 Калининой Татьяны Александровны
mailto:ktao@inbox.ru