Среда, 22.05.2024, 04:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Калининой Т.А. "Народоведение"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 10 » Августовские праздники, посвященные Спасителю Иисусу Христу.
16:27
Августовские праздники, посвященные Спасителю Иисусу Христу.
Август – последний летний месяц. Он – граница между летом и наступающей осенью.
Август знаменит праздниками, которые называют Спас, или Спасовки, их три.
Первый Спас – на воде стоят; второй спас – яблоки едят; третий Спас – орехи едят да на холсты глядят.
Спас первый – медовый. Празднуют 14 августа. К этому времени поспевает малина, черемуха, рожь и жито.  Назвали Спас медовым потому, что в этот день принято было пробовать первый мед, который полагается освятить в церкви. Однако не только мед заготавливали 14 августа. С этого периода начинался также активный сбор малины, черемухи, лекарственных трав и созревших коробочек мака. Так, например, мак использовали при выпечке булочек и других кондитерских изделий, а также как средство защиты дома от ведьм. Еще собирали и заготавливали на зиму горох. А на Урале и в Сибири уже начинали шишкование кедров.
В Русской православной церкви праздник Медового Спаса соединился с воспоминанием о Крещении Руси киевским князем Владимиром, произошедшем в 988 году. Согласно традиции, в этот день совершается малое освящение воды. Этот день называют еще Мокрым Спасом – устраивают крестный ход к воде, а после водосвятия купаются сами и последний раз в этом году купают весь домашний скот. Колодцы в этот день тоже следует освятить.
Однако уже после мокрого Спаса, или Маккавея, не купались, ибо лето клонилось к закату, вода «зацветала», птицы замолкали, пчела переставала носить сборы, а грачи начинали собираться в стаи и готовиться к отлету.
Для крестьянина это была страдная пора: полевые работы, сенокос, жатва. Сразу со Спаса начинаются проводы лета. В народе говорили: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье».
С этого дня начинают отцветать розы, происходит отлет первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет Третий Спас.
Спас второй – яблочный, или Преображение Господне, отмечается 19 августа. К этому времени поспевают яблоки. По случаю праздника в храмах проходят торжественные богослужения, освящаются яблоки, другие фрукты и овощи. В день Яблочного Спаса пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.
«На Второй Спас и нищий яблочко съест», – говорили в народе. И правда, в Преображение обязательно соблюдался обычай оделять неимущих яблоками. А до этого срока и зажиточные крестьяне яблок не ели. Это было связано с существовавшим поверьем, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом.
Традиция лакомиться на Преображение Господне освященными яблоками существовала повсеместно. Молодежь при этом загадывала желания. Во время празднования Яблочного Спаса совершались молебны в садах, после чего в них убирали урожай. Народ спешил на ярмарки. Говорили: «Вовремя убрать – вовремя продать».
К празднику приурочивались не только ярмарки, но и гулянья. Самым популярным было «столованье», когда перед церковью ставились в ряд столы и совершалась праздничная трапеза –  братчина. Такой пир заканчивался всеобщим весельем.
В некоторых местах во время Второго Спаса справляли вдобавок Горохов день. Для этого, одевшись в праздничное платье, шли на гороховое поле, урожай собирали, не различая своей полосы и чужой. В результате получался истинно народный праздник и настоящее наслаждение для детворы, которая целый день ныряла в гороховой зелени.
«Пришел Спас – всему час!» – так говорили на, Руси. Пришел час для всеобщего веселого праздника и доброго угощения.
Так, вечером на Спас-Преображенье молодежь шла за околицу, в поле. Здесь на каком-нибудь пригорке молодые люди останавливались и следили за закатом.
Как только солнце начинало опускаться за горизонт, раздавалась общая песня. Главным в ней было заклинание солнца, которое шло не только на закат, но и на зимний покой. Это был еще один сельскохозяйственный обряд, когда во время уборки остро начинало не хватать солнца, а потому его старались «задержать» в небе.
Третий Спас – ореховый. Празднуют его 29 августа. Православной церковью он празднуется как день перенесения Нерукотворного Образа Спасителя, т.е. ткани, на которой проявился лик Иисуса Христа. Согласно преданию, Нерукотворный Образ отпечатался на полотенце, когда Христос вытер им свое лицо. На Руси образ Христа очень почитали, по этой причине третий Спас называли еще Спасом на полотне, Холщовым, Хлебным, или Ореховым.
Ореховым его называли потому, что с этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая.
Хлебным – поскольку накануне (28 августа) отмечалось Успение Пресвятой Богородицы. Праздник Успение называли в народе «дожинки» или «обжинки» –  этот день считается днем окончания жатвы.
В канун Успения для бедных, вдовых и солдатских семей, в которых не успевали управиться с жатвой к празднику, в селах устраивали "помочи". Это своеобразная коллективная помощь, когда люди, взяв в руки серпы и косы, грабли и вилы, всем миром выходили на нивы. Делалось это не только из гуманных побуждений, но и из-за опасений не прогневать Богородицу своим нерадением к нужде ближних, стремлением угодить общим милосердием.
С 28 августа заканчивается Успенский пост, и начинается осеннее пиршество, которое включало ритуальные действа и тексты (приговоры, заклинания, слова благодарности Господу, Богородице, святым-покровителям, полю, земле-матушке).
По старинной традиции крестьяне во время жатвы хлебов оставляли на ниве несжатую полоску, из которой можно было собрать один сноп. Этот сноп дожинали в Успенье, в довершение страды. Завязывать его поручали девушкам, которые украшали сноп лентами и монистами, а потом несли домой. У порога дома именинный сноп встречали песнями, окропляли святой водой, хранившейся с "Иордани" – со дня Крещения.
Как только снимался последний сноп, сразу же на опустевшие поля совершался Крестный ход. Это была благодарность Богу за полученный урожай и за будущий в грядущем сезоне.
Ох, и слава Богу,
Что жито пожали!
Что жито пожали
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А с печи пирогами.
В этот же день в каждом селе устраивали так называемый мирской пир – всеобщий стол, на который подавали только что выпеченные пироги из муки нового урожая. А еще варили для этого стола братское пиво в общинной пивоварне. И все пили его вдоволь, веселясь, но не пьянея. Возле именинного снопа, занимающего на столе почетное место, до позднего вечера шумело веселье.

Просмотров: 767 | Добавил: skaska | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Сайт учителя начальных классов МБОУ Лицей №2 города Сургута
 Калининой Татьяны Александровны
mailto:ktao@inbox.ru