Среда, 22.01.2025, 21:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Калининой Т.А. "Народоведение"

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Духовное наследие народа: культура, традиции
В настоящее время в образовании назрела острая необходимость придать приоритетную значимость воспитанию, осознать его главенствующую роль. Важнейшие задачи воспитания сформулированы в Концепции модернизации российского образования: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе [3,С.9]1. А в ФГОС появился документ «Концепция духовно-нравственного воспитания», где ставятся задачи, призванные обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной культуры [5,С.5-6].
Использование элементов народной культуры в воспитании подрастающего поколения – это давняя традиция. Она актуальна и сейчас. Стало очевидным, что современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры. Однако, в современном социуме среда для прочувствования народных традиций в основном утрачена. Многое забыто и безвозвратно утеряно. Мамы не поют колыбельные песни детям, не рассказывают им сказки; старшие дети не могут передать традиции младшим, так как не знают традиционные народные игры, считалки, потешки. Итак, приобщение детей к духовным ценностям своего народа является важной проблемой, решать которую надо с младшего возраста.
Многие учителя считают эту проблему стержневой в учебно-воспитательной работе, но не всегда ясно представляют с чего начать, как педагогически грамотно выстроить процесс духовного воспитания, как помочь детям восстановить духовные ценности, разрушенные десятилетиями. Корректировать сложившуюся ситуацию помогает разработанная нами программа «Человек и природа в народной культуре» на основе интегрирован-ного курса «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой [4].
Кто есть человек в мире природы, времена года в жизни и деятельности человека, взаимоотношения людей как отражение природных связей – ответ на эти и другие вопросы получают маленькие жители Земли при изучении данного курса. Кроме познавательного, программа имеет важное воспитательное и развивающее значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию патриотизма, основ духовности и нравственности ребенка, развитию творчески активной личности.
Данная программа реализуется через:
  • моделирование занятий, праздников, интегрированных уроков с учетом возрастных особенностей младших школьников;
  • проектную деятельность;
  • обеспечение взаимосвязи игровой и учебной деятельности;
  • ведение курса на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах;
  • организацию разнообразных форм деятельности;
На уроках, во время внеклассных занятий учащиеся знакомятся с истоками русской народной культуры и, в первую очередь, с фольклором. На протяжении многих веков народная педагогика создавала и собирала замечательные творения: частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже детям [2,С.5].
Устное народное творчество – это своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа. Произведения русского фольклора являются неоценимым источником развития в детях чувства прекрасного, богатейшим источником познавательного и нравственного развития учащихся. В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности: представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. И эти представления дети получают в живой, интересной, эмоциональной, действенной форме, когда разрабатывают сценарий, участвуют в календарно-обрядовых праздниках. Так, в праздниках, тесно связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни «Осеннее новолетие – новые новины», «Осенины», «А у нас капустник», особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. На этих и других праздниках дети осознают нравственную норму народной жизни: коллективный труд как добровольное проявление взаимопомощи, сотрудничества, поддержки, дружбы. В других праздниках «Рождество», «Широкая Масленица» дети знакомятся с нравственными ценностями: победа добра над злом, надежда на лучшее, пра-вила гостеприимства, пожелания достатка и благополучия, уважения к предкам. Путешествуя вслед за солнышком («Спиридон – поворот, солнцеворот»; «Сре-тенье – встреча весны», «Благовещенье»), мы вместе с детьми познаем наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц. Во время подготовки и проведения праздника дети становятся совершенно другими. Нужно видеть их настроение, их живой отклик на происходящее, с каким азартом они участвуют в народных играх, отгадывают загадки, с желанием поют русские народные песни. Праздники наполняют детские души радостью, предвкушением необычайности, в них просыпается дух творчества.
Приобщая детей к духовному наследию, стараемся создать атмосферу национального быта. Класс, актовый зал к праздникам или урокам оформляем вместе с детьми под горницу или жилище крестьянина. Это внешне является той средой, в которой органично происходит слияние темы сценария, игрового действия, персонажей, настроения участников, и позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Групповое дело требует от ре-бенка духовного усилия, в котором выявляется и развивается личность, дает ему новый опыт жизни, отношения к ней, эмоционально-ценностные переживания [6]. Таким образом, ребенок с раннего возраста поставлен в условия, когда он незаметно для себя самого включается в процесс активного творчества. Такой подход помогает сразу решить несколько педагогических задач: вводит школьников в мир народной жизни (имитирует старинный народный быт); создает атмосферу игры, благодаря чему нравственные ценности усваиваются легко, непринужденно, но вместе с тем основательно; стимулирует практическую художественную деятельность детей, развивает их музыкальный слух, творческие способности, культуру и живость устной речи.
Приобщаясь к духовному наследию народа, дети начинают осознавать некий идеал – ценностный ориентир, который бы они могли осуществить в будущем. Таким идеалом, выработанным народом в ходе исторического развития, является добрый молодец – труженик, защитник народа, борец за добро и справедливость. Идеалом женщины была верная и добропорядочная жена, умелая хозяйка, хранительница рода и воспитательница своих детей, умница и красавица [1]. Решается еще одна педагогическая задача: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к роли отца (матери), мужа (жены), хозяина (хозяйки), своего дома, своей родной земли. Дети в игре познают жизнь, ее законы.
Результатом работы по данной проблеме можно считать то, что дети активно участвуют в подготовке и проведении того или иного праздника, несут в семью полученные знания, приобщают к народным обычаям и традициям родителей. В итоге народные праздники становятся семейными, а родители – нашими единомышленниками. Они охотно оказывают помощь детям при подготовки костюмов, участвуют в выставках, в оформлении класса, в выпуске стенгазет. Родители вместе с детьми украшают свои квартиры к народным праздникам, пекут пироги с капустой, печенье в форме жаворонков, куличи.
Познание духовных ценностей своего народа, убеждает учеников в том, что русский народ с древних времен жил с высокой правдой, любовью и красотой в душе. Именно в традициях русской культуры с большей силой и глубиной отразилась любовь к человеку, к родной земле.
 Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему – есть те духовные качества, без которых человек не может считать себя личностью.
 
Цифры в квадратных скобках указывают номер работы и страницы в ней из раздела
 
«Список литературы». Литература.
1.Бронникова Е.В. Фольклор как ценностный феномен педагогических исследований: Сборник научно-методических статей и материалов. Выпуск 2: Сургут, 2004.
2. Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 1999.
3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. – 2002.- №4.
4.Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М.: Дрофа, 1998.
5.Реализация Федерального государственного обра- зовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. – 2009.- №9.
6.Щуркова Н.Е, Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: ОЦ Педагогический поиск, 1998.
Категория: Мои статьи | Добавил: skaska (18.05.2012)
Просмотров: 1925 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Сайт учителя начальных классов МБОУ Лицей №2 города Сургута
 Калининой Татьяны Александровны
mailto:ktao@inbox.ru