Праздник Вознесения Господня празднуется в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа – день, в который Господь вознесся на небо. Этот день всегда приходится на четверг шестой Пасхальной недели. Самое важное в эту пору – обильный рост на полях главного крестьянского богатства: овса, пшеницы, ржи, льна… Поэтому все народные обряды на Вознесение представляют собой мольбу о росте злаков. Рост хлебов в это важнейшее для урожая время мыслили как «вознесение», подъем их вверх – по подобию Вознесения на небо Иисуса Христа на сороковой день после Воскресения из мертвых на Пасху. Просили о росте хлебов не только словами, но и действиями, которые будто показывали растениям, чего от них ждут люди. Так, на Вознесение пекли особое печенье в форме лесенок; его бросали в рожь, веря, что лесенки помогут ей быстрее подняться вверх. При этом молили, приговаривая:
Дай нам, Боже, нынче много, А на следующий год еще больше!
Также «лесенки» считались символом восхождения на небо, и лакомились ими. К празднику Вознесения Господня приурочено начало Зеленых Святок. Это – время окончания весны и переход к лету. О том твердят все поговорки: К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают. Цвести весне до Вознесения. Дошла весна до красна до Вознесения – тут ей и конец. И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придёт Вознесеньев день – прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберётся. Как правило, около Вознесенья начинает колоситься жито и замолкает кукушка, отчего в народе говорят: «Кукушка подавилась житным колоском». На Вознесенье в поле не работают. С Вознесенья запахивают. Придет Вознесеньев день, сбросит весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется. Дни становились все длиннее, а ночи – короче. Ночь же под Вознесение особенная – соловьиная. Соловьи громче и звонче поют, чем в другую пору.